При ремонте загородных домов и коттеджей, нужно как можно точнее спланировать все действия, свою жизнь и финансовые расходы на время последовательности основных этапов ремонтируемого объекта. Если ваш дом сравнительно небольшой площади, то план работы заказчику и исполнителю понятен, и инженерную проектируемую документацию можно не делать. Но если ваш дом больших размеров, и технически сложный, то в этом случае экономия на проектируемых, инженерных документах может дорого обойтись при дальнейших ремонтных этапах. Исходя из этого, без готового инженерного проекта и документации не стоит приступать к ремонтным работам. Перечень необходимых документов и проектов: 1. Дизайн-проект 2. Проектирование архитектурное 3. Газификация и отопление 4. Канализация и водоснабжение 5. Проект электрических схем и слаботочных систем 6. Проект кондиционирования и вентиляции. Подготовка документации занимает определённое время, и чтобы срок ремонта не увеличивался, а продвигался, можно заняться общестроительными, типовыми работами, включающими в себя – подготовительные работы, демонтажные работы, возведение новых стен и перегородок, гидроизоляция и стяжка пола, штукатурно-молярные работы.
Каждый себя уважающий дизайнер, архитектор, принимающий участие в ремонтно-отделочных работах и осуществляющий авторский надзор на объекте, в силу своей занятости, эпизодичности, не может вам гарантировать (дать гарантию) в обеспечение высокого качества и наиболее лучшей эффективности работ на всех промежуточных и основных этапах. Вследствие этого контроль на объекте осуществляется прорабом, причём желательно обязательное присутствие заказчика. На первоначальном этапе ремонтно-отделочных работ заказчик в силу своих знаний и понимания, в процесс, включается довольно не охотно. Но потом, втягиваясь в процесс ремонта, появляется (приходит) понимание, что конечный результат зависит и от его участия самого заказчика, и воспринимает всё это происходящее как уже должное. Конечно же контроль на объекте, должен быть достаточно предметным, и не опускаться до уровня мелких, необоснованных придирок.
Учтите, аванс в размере (пятидесяти процентов 50% и более) приводит к отношениям со строителями, выполняющими ремонтные работы, на уровень (морально-нравственных) понятий. Соответственно стимул к высококачественному выполнению ремонтных и строительных работ у компании при ослабляется. Вот поэтому лучше всего оплату производить по частям, оплачивайте только за проделанные, выполненные работы. Нужно разбить вместе с сотрудниками компании весь объем работ поэтапно, и производить оплату согласно оценки качества - выполненного этапа. Допустима авансовая предоплата в размере (двадцати 20 %) от стоимости работ начального этапа.
К примеру, оборудование и ремонт ванной комнаты состоит из (9-10) девяти – десяти этапов. Обычно по договору первые (25%) двадцать пять процентов выплачиваются по завершению начальных четырех. 1. Демонтажные работы (очистка стен, потолка, напольных покрытий). 2. Подготовка (выполнение гидроизоляции пола). 3. Выполнение электромонтажных работ. 4. Заливка пола (стяжка) и выравнивание стен (по маякам). По выполнению переоборудования системы водоснабжения, и монтажа разводки канализации, выплачивается вторая часть суммы. На седьмом – восьмом этапе ремонтных работ по облицовке стен, пола (плиточные работы) и потолка (натяжного, реечного, расписного) выплачивается ещё двадцать пять процентов (25%). И оставшуюся часть суммы оплачивают по завершению работ (установка раковин и смесителей, ванны и душевых кабин и т. д.), проверяют на работоспособность.
Самой распространённой схемой на рынке строительных и отделочных работ, является оплата труда (по факту выполненных работ), при этом она гарантированно, практически всегда, ведет к не выполнению ремонтных работ в установленные сроки. И хорошо, что если есть возможность объяснится и договорится, то тогда все счастливы и работы продолжаются. А если не получается, то дело доходит и до расторжения отношений. Оплата работ по факту. С виду всё прекрасно – выполнили работы, на те получите свои денежки. Для небольших объёмов выполняемых работ, такая схема оплаты вполне годится, но давайте поразмыслим, что это значит, когда дело касается проектов с большой площадью.
На начальном этапе все полны энтузиазма и присутствует стремление выполнить ремонт качественно и в срок – заказчик оперативно участвует, принимает решения, и часто присутствует на ремонтируемом объекте, работы выполняются хорошо и быстро. Но наступает такое время рано или поздно, когда у заказчика появляются срочные или личные дела, или просто уезжает в семейный отпуск. А на объекте работа не прекращается, продолжается, проходит время, и долг за проделанную работу вырастает. В итоге получается, что заказчику нужно принять уже наибольший объём выполненных работ, и приготовить значительную сумму для оплаты. Психологически из небольшой формальности обстоятельств, приёмка выполненных работ на объекте, становиться значительной проблемой, и для решения этой проблемы, заказчику потребуется осмыслить данную ситуацию и вывести из оборота уже приличную сумму для расчета.
Это хорошо если данный вопрос, получается, уладить быстро. Но что если остались вопросы по работам, и это как показывает практика, почти всегда так и есть, (при месячном отсутствии заказчика на ремонтируемом объекте). Или ещё хуже, когда не хватает всей суммы для расчёта. Вот тогда, в таких ситуациях идёт классическая фраза, к примеру (будьте добры сначала выполните, доделайте вот это и то, и потом будем рассчитываться). Но для подрядчика это означает, что соответственно и дальше придётся выполнять работы без очередной оплаты труда, и надеяться на то, что заказчик – достаточно порядочный человек, и не произойдёт ни какого кидалова (что увы в наше время, не редкость). В таких случаях мотивация при ослабляется, коммуникация общения теряется, и если ситуацию запустить, то в дальнейшем может привести к испорченным отношениям, скандалу и разрыву.
Это только одна описанная ситуация, на самом деле таких ситуаций намного больше. Например, срок сдачи ремонтируемого объекта, и оплата труда за выполненную работу затягиваются, ремонтный материал на объект доставляется с задержкой, соответственно бригада отделочников переключается на другие работы, или просто находится на объекте, и нечего не делает, мотивируя происходящее отсутствием оплаты или материала. Сроки сдачи объекта начинают сильно увеличиваться, страдает качество, и происходящее приводит в конечном итоге к ухудшению отношений.
Другой вариант, когда рабочим фирма выплачивает из своих. На первый взгляд всё хорошо – качество отделочных работ и рабочий процесс остаются на высоком уровне и проблем не возникает. Но допустим, что на данном этапе работы выполнены, и прорабу нужно подготовить документы, (Акт о выполненных работах), и пригласить заказчика для осмотра. Но прораб, в силу своей занятости, закрутился и не подготовил документы вовремя. И чтобы не сорвались установленные сроки сдачи - приемки, он вынужденно даёт указание приступить к следующему ремонтному этапу (что на прямую подразумевает оплату отделочникам из своих сбережений). Проходит определенное время, документы (Акты) готовы, и отправлены заказчику. Заказчик находясь в отпуске или служебной командировке откладывает дату приемки, и назначает ещё через какое-то определённое время. А работы на объекте продолжаются, и всё идёт должным образом. По прибытию или освободившись от своих дел, заказчик появляется на объекте без денег или с недостаточной суммой (нужно же ещё убедится что все работы выполнены). В итоге через месяц денежные средства, наконец-то переведены на счет подрядчика, но за всё это время процесс ремонтных работ не прекращался, и теперь уже вырос новый долг, который превысил старый, тот, что существовал до этого. И вот этот долг допустим в миллион рублей, получать с заказчика намного сложнее, чем несколько раз допустим по двести тысяч.
Выходя на большую дистанцию, в любом случае такая схема с (оплатой по факту), не способствует ни хорошим отношениям заказчика и подрядчика, ни качеству выполняемых работ. Наиболее оптимальная схема – работы по графику оплаты, платеж производиться не менее двух раз в тридцать дней, а приёмка сдача выполненных этапов - по мере необходимости.
***